День российской науки — 8 февраля
⚛️День российской науки — 8 февраля. Был учреждён указом президента России Б. Н. Ельцина 7 июня 1999 года. Праздник впервые стал отмечаться во время празднования 275-летия Российской академии наук в 1999 году.
⚛️ Этот праздник приурочен к дате основания Российской академии наук, учреждённой по повелению императора Петра I указом Сената от 28 января (8 февраля по новому стилю) 1724 года.
⚛️Ко Дню Российской науки Центральная научная библиотека ЯНЦ СО РАН подготовила для своих читателей виртуальную выставку
Ломоносов Михаил Васильевич
Избранные произведения
Настоящее издание, приуроченное к 275-летнему юбилею со дня рождения М. В. Ломоносова, состоит из двух томов. Во второй том вошли труды великого ученого по истории, филологии, образцы его поэтического творчества, письма и документы. Книга рассчитана на читателей, интересующихся историей отечественной и мировой науки и культуры.
Авраменко Иван Михайлович
Россияне-лауреаты Нобелевской премии
Данное издание, автором-составителем которого является И. М. Авраменко, повествует о российских лауреатах Нобелевской премии. Этот биографический справочник, выходящий в России впервые, содержит биографические статьи об ученых, писателях и политических деятелях из России, удостоенных высшей награды Нобеля в период с 1901 по 2001 г. Отдельный интерес представляет биография основателя фонда – Альфреда Нобеля. Книга призвана помочь читателю составить представление о лауреатах, отмеченных высшей наградой – Нобелевской премией. Адресовано широкому кругу читателей.
История и философия науки.
Рассматривается реальная история науки и ее осмысление в различных философских системах. Особое внимание уделяется развитию естественных, технических наук, техническому творчеству и инженерному образованию.
Павлова Галина Евгеньевна, Фёдоров Александр Сергеевич
Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765
Книга посвящена жизни и деятельности великого русского ученого, основоположника отечественной науки М. В. Ломоносова. Прослежено становление естественнонаучных и гуманитарных воззрений ученого, освещена его огромная научно-организаторская и педагогическая деятельность. Жизненный путь М.В.Ломоносова показан авторами книги как подвиг во имя процветания науки и просвещения в России. Анализ научной деятельности Ломоносова свидетельствует о том, что в его поле зрения были почти все области знания. Его идеи послужили прогрессу отечественной и мировой науки и до сих пор являются фундаментальными для многих научных дисциплин.
Академия наук в истории культуры России в XVIII-XX вв.
В книге представлен опыт осмысления роли Академии наук в становлении отечественной и развитии культуры, показана деятельность Академии наук как одного из очагов русской культуры как хранительницы памятников мировой и отечественной культуры, центра по распространении образования и научно-популярных знаний. Для научных работников и широкого круга читателей, интересующихся историей науки и культуры.
Эрик де Рьедматтен
Изобретения XXI века, которые изменят нашу жизнь
Вы хотите знать, когда на Марсе появится первая наша обитаемая база или когда будет изобретено лекарство от рака? Когда будет закрыта последняя бензоколонка и открыта планета, на которой есть жизнь? На каком транспорте люди будут ездить через несколько десятилетий, в каких домах жить, что употреблять в пищу? У вас есть уникальная возможность узнать все это прямо сейчас. Эта книга — не сборник научно-фантастических рассказов. Она написана на основе прогнозов ведущих мировых специалистов и ученых и посвящена открытиям, которые в ближайшие сто лет перевернут повседневную жизнь человечества. Какие изобретения появятся с 2009 по 2100 год и как они повлияют на судьбу обычного человека? Ответы на эти вопросы представлены в данной книге. Это издание поистине открывает нам двери в будущее.
Государственные научные центры-важнейшее звено инновационного развития России
Книга подготовлена к 20-летию Указа Президента Российской Федерации об образовании института государственных научных центров Российской Федерации.
Живетин Владимир Борисович
Научные риски
Работа посвящена проблемам обоснования показателей научного риска в естествознании, построению вторичных показателей достоверности научных знаний. Предназначена для студентов университетов, занимающихся проблемами социальной среды, устойчивого развития, развития ноосферы, макро- и микроэкономики.
Логвинов Владимир Васильевич
Все открытия и достижения науки и техники за последние 200 лет.: Летопись
В книге даны краткие, в одну-две строки, описания наиболее значительных и интересных событий естествознания и техники, представленные в форме Летописи, где информация систематизирована для каждого года по общепринятым направлениям и областям. Отмечены также первооткрыватели научного и технического прогресса. В Летописи не указаны события в исторических, экономических, политических и других гуманитарных науках, за исключением археологии и психологии, которые в равной степени можно отнести к естественным. Основному тексту предшествует краткий обзор основных достижений и направлений развития естествознания в XIX и XX веках без детального фактологического анализа. Начиная с XIX века, развитие науки становится главной движущей силой и необходимым условием технического прогресса. По этой причине в Летописи большое внимание уделено достижениям техники, которая не забывает «возвратить свой долг» новыми точными приборами, машинами и технологическими разработками. Книга адресована тем, кого интересуют успехи современной науки и техники, в том числе студентам, изучающим в вузах России общеобразовательный курс «Концепции современного естествознания», а также преподавателям, ведущим занятия по этому предмету, то есть достаточно широкому кругу читателей.
Ракитов Анатолий Ильич и др.
Наука, образование, инновации: стратегическое управление
В монографии изложены теоретические методологические основы стратегического управления научной сферой высшей школы и университетскими учебно-научно-инновационными комплексами свете перспективы создания национальных университетов. Обобщен практический опыт стратегического управления рядом существующих в стране учебно-научно-инновационных комплексов на базе фрагментарного сопоставления с аналогичной деятельностью лучших зарубежных исследовательских университетов. Рассмотрены модели и критерии стратегического управления региональными учебно-научно-инновационными комплексами. Для научных работников, студентов, широкого круга специалистов, интересующихся вопросами управления образованием, науковедения, стратегического менеджмента.
Сандер Бэйс
Во славу науки: Любознательность, понимание и процесс
На страницах этой научно-популярной книги голландский физик и публицист Сандер Бэйс задается общефилософскими вопросами о поисках истины, о науке как основе культуры, о роли любознательности в процессе познания, о важности обучения и образования, о влиянии предрассудков на развитие, о представлениях наших предков об окружающем мире и о том, сильно ли они изменились за прошедшие века. Затрагиваются и так называемые «вечные» естественнонаучные проблемы, в том числе происхождение жизни и закон нарастающей сложности. Описаны основные этапы и поворотные точки в развитии науки, от античности и Средних веков до наших дней, показана взаимосвязь между научными направлениями и дисциплинами. Физические, математические и биологические закономерности Вселенной представлены в занимательной форме, благодаря чему книга будет доступна самому широкому кругу читателей, интересующихся гуманитарными и естественными науками. Будет также интересна специалистам в истории науки.
Север: наука и перспективы инновационного развития.
Показаны направления и условия научно-технического и инновационного развития северных регионов России. Особое внимание обращено на возможность применения высоких технологий в природно-ресурсных отраслях хозяйства и специальных методов охраны здоровья населения. Освещен некоторый опыт практической реализации результатов НИР. Работа подготовлена в соответствии с тематикой Второго северного социально-экологического конгресса «Горизонты экономического и культурного развития».
Вызов познанию: Стратегии развития науки в современном мире.
Сборник трудов отечественных и зарубежных ученых-специалистов в области философии и методологии науки посвящен проблемам развития и возрастающей роли научного знания в социокультурной жизни современного общества. Представлены переводы работ И. Пригожина, Л. Кааса, П. Корнинга, Э. Морена и др. Некоторые из этих авторов публикуются в России впервые. Для специалистов в области философии естествознания, преподавателей различных научных дисциплин, всех интересующихся этой областью научного знания.
Брокман Джон (ред.)
Во что мы верим, но не можем доказать: Интеллектуалы XXI века о современной науке.
Более ста ведущих интеллектуалов мира делятся своими не проверенными пока еще гипотезами, которые в скором будущем могут стать для нас очевидной истиной. В коротких эссе, посвященных самым разным темам – сознание, эволюция, вне земные формы жизни, будущее человечества, судьба вселенной, – авторы предлагают неожиданные, страстные, иногда эксцентричные и всегда заставляющие задуматься идеи, связанные с их научными дисциплинами. Многие из этих всемирно известных имен знакомы и российскому читателю: Дэниел Деннет, Стивен Пинкер, Ричард Докинз, Джаред Даймонд, Фримен Дайсон, Мартин Рис, Джон Хорган, Михай Чиксентмихайи, Гари Маркус.
Будущее науки в XXI веке. Следующие пятьдесят лет.
За последние пятьдесят лет наука совершила настоящий прорыв. Освоение космоса и клонирование, Интернет, нанотехнологии и открытие планет за пределами Солнечной системы уже стали для нас реальностью. Но мир меняется все стремительнее. Какие же научные прорывы ожидают нас в ближайшее время? На этот вопрос в простой и необыкновенно увлекательной форме отвечают знаменитые физики и генетики, математики и кибернетики. биологи и психологи, а также специалисты по проблемам искусственного интеллекта.
Академическая наука в Якутии (1949 — 2009 гг.).
Раскрываются основные этапы становления и развития академической науки в Якутии за период с 1949 по 2009 г. Приводятся сведения о наиболее существенных результатах, полученных сотрудниками институтов Якутского научного центра СО РАН за 60-летний период, а также о людях, посвятивших свою жизнь научному поиску. Издание адресовано широкому кругу специалистов, занимающихся проблемами изучения и освоения территории Якутии и других северных регионов страны, а также историкам науки, преподавателям, аспирантам и студентам.
Ларионов Владимир Петрович: статьи, выступления, интервью, воспоминания
Книга посвящена выдающемуся учёному, организатору науки, первому академику РАН из народа Саха. Почётному гражданину РС(Я) Владимиру Петровичу Ларионову. В неё вошли выступления В.П. Ларионова на съезде народных депутатов СССР, статьи и интервью последних лет жизни по актуальным вопросам развития науки, экономики и истории, а также воспоминания современников, близких друзей, коллег и родных, которые позволяют наиболее полно раскрыть образ крупного учёного, общественного деятеля и замечательной личности.
Бадалян Арташес Владимирович
Академик Севера.
Жизнь выдающегося ученого академика Николая Васильевича Черского, о которой повествует книга, охватывает собой почти весь ХХ век. Своим богатством и многообразием судьба этой удивительной личности была подстать столетию, наполненному открытиями и разочарованиями, свершениями человеческого ума и международными бойнями, драмами и надеждами. Многогранность природных дарований, пытливый ум, энциклопедические знания, блестящая интуиция – всё это о Н.В. Черском. Углублённое и непрерывное самообразование как образ жизни, жажда познания, любовь к истине и неудержимое стремление проникнуть в тайны природы, расширить границы разума – все эти качества, глубоко укоренённые в личности героя книги, подлинного труженика и жизнелюба, достойны восхищения.
Наука и образование: взгляд ученого на проблемы и перспективы развития.
В сборник вошли публикации и статьи Семенова Семена Семеновича, ученого, человека с широким кругом научных интересов — от законов физики до ее философского осмысления. Последний раздел представляет собой воспоминания о С.С. Семенове близких людей, родственников и друзей, которые действительно до последнего были близки с ним. В книге, в вошедших в нее материалах предстает взгляд ученого на подходы к развитию науки и образования в современных условиях. Описаны методологические, педагогические и методические аспекты физико-технического образования. Материалы книги могут быть полезны широкому кругу научных работников, педагогов средней и высшей школы.