Новости и события
Какую роль играет образ Крайнего Севера в литературе народов Севера Якутии
Для многих жителей нашей страны северные территории являются отдельным миром, суровым и загадочным. Представьте, что вы находитесь на территории Северной Якутии, где в радиусе многих километров отсутствуют любые признаки цивилизации, лишь природа в различных ее проявлениях. Коренные жители этих мест привыкли к жизни в тонком балансе между суровым климатом и завораживающей природой. Вследствие этого не только в ментальном, но и в художественном восприятии действительности у малочисленных народов Севера Якутии особую роль играет природно-географический ландшафт, выражаемый в геопоэтических литературных образах.
«Литература народов Севера Якутии как отдельная художественная система с архаичными формами культуры начала свое становление с 1930-х годов, демонстрируя пример ускоренной эволюции, так называемой молодой литературы с древними корнями. Этапы формирования этой литературы связаны с желанием авторов осознать собственную историю, этнокультуру, самоидентичность, адаптироваться к суровым условиям естественной среды обитания», — говорит старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (Якутск) кандидат филологических наук Жанна Валерьевна Бурцева.
Главным мотивом всей литературы малочисленных народов Якутии является постижение Севера как живого существа, а не географической территории, при этом особое внимание уделяется поиску связи геопоэтического образа с мироощущением человека.
Термин «геопоэтика» в общем смысле трактуется как ментальное, интеллектуальное, художественное освоение человеком географического пространства.
Поскольку характерной чертой северных территорий в силу природно-географических причин являются тяжелые климатические условия, пребывание на Крайнем Севере требует от индивида каждодневного преодоления самого себя на границе человеческого и сверхчеловеческого. Отсюда вытекает мотив пограничного положения, когда личность испытывается природой на прочность не только в физическом плане, но и в духовном. Почти все авторы-северяне, вследствие географического восприятия реального им пространства, выстраивают свои художественные миры как проблему взаимодействия географических образов и локальных мифов. При этом их во многом автобиографические записи можно рассматривать как единый текст, представляющий собой творческий и философский опыт постижения своего жизненного пути, насыщенный образами местного этнографического колорита.
Как правило, в художественной литературе различной тематики можно обнаружить некие знаки-символы, которые несут информацию о предмете или явлении на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков. Какие же знаки-символы характерны для авторов из числа народов Севера Якутии? Поскольку основной в северной литературе является природная сфера, все элементы геопоэтики Севера вытекают из нее. Системообразующий концепт «Крайний Север» строится из географических образов в их обобщенном виде, знаками-символами данной территории служат, к примеру, ландшафтные формы: тундра, тайга, кочевые тропинки, замерзшее море, горы, реки, скалы, болота; или же природные образы: снег, холод, полярная ночь, северное сияние. Также знаками-символами выступают образы-мифологемы животных: олень, медведь, снежный баран, волк; и ментальные этнокультурные образы: кочевье, стойбище, кочевник. Образ северной земли в литературе строится на контрасте: сказочные красоты таят в себе суровые условия существования, мифическое пересекается с реальностью; возникает антитеза: свобода — несвобода, добро — зло.
Одновременно с географической образностью концепта «Крайний Север» важную роль играет идея кочевья, что прочно откладывается в самосознании местных народов. Кочевье характеризуется понятиями простора и безграничности (бескрайняя тундра, огромная река), открытости (воздух, небо), длинного пути в бескрайнем мире. Фактически географическое пространство свободы плавно переходит из сферы природного в сферу духовного, в связи с чем человек достигает собственного совершенства. В силу существования приведенных идей Север всегда характеризуется с точки зрения противопоставления цивилизации, что только усиливается за счет фактического положения на краю земли, вдали от цивилизации.
«Одна из основных линий проблематики северной литературы связана с изображением постоянного вторжения в замкнутый национальный мир потока переломных исторических событий и иных племен. Нарратив насилия, описание насильственных изменений исконной среды обитания и травматического опыта северного человека относятся к числу центральных элементов литературы», — отмечает Жанна Бурцева.
Восприятие пространства жителем Севера заключается и в неизбежной двойственности ментальных представлений. Ежедневное выживание на грани человеческих возможностей протекает на фоне гармоничного единения с каждой частицей природы. Обыденный для северян, специфический для нашего восприятия, уклад жизни в художественном осмыслении изображается прежде всего как способ познания себя, указывает на естественность бытия и самосознания.
«Геопоэтический образ Крайнего Севера, включающий в себя ландшафтные, природные, ментальные образы (тундра, тайга, море, реки, горы, кочевые тропинки, зима, снег, холод, кочевье, олень, медведь и другие), строится не только на взаимодействии авторов художественных произведений с местом обитания, но и с духовной составляющей локуса, опознавательные культурные знаки и сакральные смыслы которого обладали семантической нагрузкой еще задолго до его освоения индивидуально-авторским опытом», — резюмирует Жанна Бурцева.
Материал подготовлен на основе статьи «Крайний Север как геопоэтический образ в литературе малочисленных народов Севера Якутии» Ж. В. Бурцевой, опубликованной в «Вестнике Удмуртского университета».
http://www.sbras.info/articles/simply/kakuyu-rol-igraet-obraz-krainego-severa-v-literature-narodov-severa-yakutii
Федорова О.И.