• (4112) 39-05-36
  • struchkova@prez.ysn.ru
  • г. Якутск, ул. Петровского, 2
Новости и события
Воля к силе. Академия наук нацелена на укрепление позиций

Воля к силе. Академия наук нацелена на укрепление позиций

Первое Общее собрание членов Российской академии наук в дистанционном формате прошло бодро, динамично, ярко. Необходимость уложиться в ограниченное время заставляла выступавших акцентировать внимание на важнейших моментах, оставляя за скобками формальные и второстепенные вещи.

Центральным пунктом повестки стало выступление президента РАН Александра Сергеева, рассказавшего о наиболее значимых успехах ученых и основных результатах работы академии в прошлом году, а также планах по укреплению достигнутых позиций и завоеванию новых рубежей.

Почетным гостем онлайн-форума стал министр науки и высшего образования Валерий Фальков, отметивший, что между его ведомством и РАН налажен «конструктивный и доверительный диалог».
– Мы последовательно движемся вперед и находим компромиссы по самым сложным вопросам – тем, которые возникают в нашей повседневной деятельности, и тем, которые касаются стратегического развития сектора исследований и разработок в нашей стране, – подчеркнул министр.

Он привел примеры успешного взаимодействия Минобрнауки и РАН в научно-технической сфере. Совместными усилиями завершена работа над Программой фундаментальных научных исследований на 2021-2030 годы, единой для всех исследовательских организаций страны.

Это принципиально важный документ, сейчас он проходит обсуждение и, мы надеемся, в самое ближайшее время будет принят,

– отметил В.Фальков.

Вторым важным общим делом стала подготовка нормативной базы для проведения конкурсов крупных исследовательских проектов с грантами до 100 миллионов рублей в год по приоритетным направлениям научно-технологического развития. Речь идет о продолжении программы Президиума РАН в новом формате – с участием организаций разных ведомств и вдвое увеличенным по сравнению с прошлым годом финансированием.

Рассчитываю, что при экспертной поддержке РАН будут определены поистине прорывные уникальные проекты, которые позволят нам сделать еще один шаг к тому, чтобы Россия действительно стала научным лидером,

– заявил министр.

Он пообещал, что Академия наук будет более активно привлекаться и к реализации программы обновления приборной базы ведущих научных организаций в рамках нацпроекта «Наука».

В 2020 году дополнительным условием станет разработка каждой научной организацией, претендующей на получение гранта, программы обновления научного оборудования, которая должна будет согласовываться с РАН,

– сообщил В.Фальков.

Услышали в министерстве и высказанные на недавнем заседании Президиума РАН предложения по содержанию готовящейся Программы стратегического академического лидерства. По словам министра, основным критерием успешности научно-исследовательских университетов решено сделать «не рейтинги и не наукометрические показатели, а количество выпускников, трудоустроенных в секторе исследований и разработок».

В.Фальков не обошел вниманием очень болезненный для ученых вопрос об оценке результативности их работы.

Часто приходится слышать, что эффективность исследователей должна в первую очередь определяться качеством формулирования проблем, строгостью научных выводов и использованных методов достижения поставленной цели, а не количеством грантов и числом публикаций. Такая постановка вопроса не просто имеет право на существование, а весьма и весьма актуальна,

– отметил министр.

Он предложил «не спеша, но последовательно» обсудить методологию оценки труда исследователей и коллективов с тем, чтобы в перспективе снизить «наукометрическое давление».
Вслед за высоким гостем слово взял президент РАН. (Министр и руководители академии лично присутствовали в зале заседаний Президиума РАН.) А.Сергеев зашел с козырей. Прежде чем приступить к докладу о реализации государственной научно-технической политики в 2019 году, он рассказал о том, как РАН и академическая наука участвуют в борьбе с коронавирусом. В кратчайшие сроки ученым удалось немало сделать для решения этой актуальной задачи.

Академия смогла объединить и координировать усилия многих ученых и научных коллективов. Предложены новые методы диагностики и лечения COVID-19, средства защиты от вируса. Разработаны и уже начали производиться эффективные тест-системы, подобраны и опробованы новые и репозиционированные лекарственные препараты и приборы, предложены методики их применения, на подходе – противовирусные вакцины. Профессора РАН создали информационную базу «COVID-19: мнение ведущих ученых и практических врачей». В кооперации с Росатомом и Федеральным ядерным центром в Снежинске академические институты запустили проект по моделированию распространения вирусных инфекций.

Академия совместно с Минобрнауки внесла в правительство предложение по созданию Научного центра социологии и психологии чрезвычайных ситуаций и катастроф. Есть надежда, что в рамках новой программы первоочередных действий по подъему экономики такой центр будет организован. По итогам сессии Московского академического экономического форума в правительство направлены рекомендации по восстановлению экономики России в постпандемический период и переходу к устойчивому социально-экономическому развитию.

В общем, в непростых условиях РАН показала себя структурой, способной решать крупные государственные проблемы, налаживать интеграцию поверх ведомственных барьеров, координировать внедрение новейших разработок, масштабировать результаты. В академии есть понимание, как сделать науку в стране реальной производительной силой, и готовность стать одним из основных участников инновационного обновления экономики.

В своем основном докладе А.Сергеев такую волю продемонстрировал. Он рассказал о том, как Академия наук использует новые возможности, появившиеся у нее после внесения в 2018 году поправок в закон о РАН. Теперь академия осуществляет научно-методическое руководство всеми организациями страны, ведущими фундаментальные исследования, проводя экспертизу их планов, отчетов, программ развития. Чтобы реализовывать эти полномочия более эффективно, А.Сергеев предложил такие механизмы влияния, как создание академических советов, которые будут отслеживать, «в каком направлении движется организация и какие у нее проблемы», и развитие института научных руководителей НИИ.

Однако и нынешние рамки для Академии наук тесны. Статус Федерального государственного бюджетного учреждения (такой же, как у обычного НИИ) препятствует выполнению сложных и многогранных функций, которые возложены на РАН.

Академия должна смотреть вперед, формулировать новые направления исследований, свое видение будущего и выносить это наверх, а сегодня такого права у нас нет,

– заявил А.Сергеев.

Он отметил, что руководство академии не раз обращалось к власти с предложением о повышении статуса РАН. Академия одновременно и государственная, и общественная организация, поэтому данный вопрос решить не так просто, но все же можно – путем придания РАН особой организационно-правовой формы – государственной академии наук. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Гражданский кодекс. В новом качестве академия получит право разрабатывать и вносить в органы власти проекты законов и нормативных актов, а также выступать в качестве соучредителя научных организаций.
Сковывает РАН и отсутствие в уставе среди основных видов деятельности права на проведение научных исследований.

В целях и задачах это направление есть, а в функционале его нет, поэтому такая графа не значится в нашем государственном задании,

– пояснил А.Сергеев.

Он отметил, что этот парадокс не позволяет академии координировать работы по восстановлению научного задела в области обороны и национальной безопасности, осуществлять научное обеспечение стратегического планирования и прогнозирования. Эти животрепещущие вопросы вновь планируется поставить перед руководством страны от имени Общего собрания.

А.Сергеев вынес на рассмотрение коллег и предложения, направленные на кардинальное изменение системы государственного управления научно-технологической сферой. РАН, в частности, предлагает создать в структуре исполнительной власти под руководством заместителя председателя правительства надведомственный орган, отвечающий за реализацию единой государственной политики, формирование и выполнение стратегических научно-технических программ, а также подготовку и аттестацию научных кадров высшей квалификации.

Кроме того, по мнению главы РАН, необходимо обратиться в Госсовет и Совет безопасности с предложением разработать документ, определяющий основы государственной политики развития науки и технологий и формирования инновационной системы до 2035 года.

– Опыт показывает, что стратегии и законы не будут работать до тех пор, пока руководство страны не определит приоритеты. Нам нужно видеть ориентиры, понимать, будет ли наука основной движущей силой экономики или по-прежнему главным останется сырьевой комплекс, – подчеркнул А.Сергеев.
Он обратил внимание собравшихся на печальную ситуацию с внедрением отечественных научных разработок. Так, в рейтинге по глобальному индексу инноваций (GII) Россия занимает 46-е место, отставая от Вьетнама и Таиланда. Глава РАН предложил включить в проект постановления собрания пункт о необходимости создания механизмов стимулирования бизнеса к участию в развитии российских технологий и внедрению их в реальный сектор экономики, формированию новых рынков на базе отечественных разработок и наукоемкой промышленности. Комментируя этот пункт по просьбе корреспондента «Поиска» на состоявшейся после собрания пресс-конференции, президент академии сообщил, что РАН видит свою задачу в обобщении имеющейся в разных отраслях и программах практики стимулирования бизнеса с тем, чтобы в итоге предложить для дальнейшего использования наиболее эффективные формы.

Содержится в проекте резолюции и требование пересмотреть подходы к оценке научных организаций: в частности, отказаться от библиометрических данных как главных показателей результативности научной деятельности.
Немало внимания в докладе президента было уделено вопросам ресурсного обеспечения науки. В соответствии с законодательством академия должна давать рекомендации по бюджетному финансированию фундаментальных исследований в стране.
– Если доля фундаментальной науки в ВВП останется прежней – 0,17-0,19%, у нас нет серьезных шансов угнаться за лидерами.

В предстоящем десятилетии расходы на фундаментальные исследования должны вырасти до уровня наукоориентированных, технологически развитых стран – 0,4%, – отметил А.Сергеев.
Он представил выкладки на 2020-2022 годы. По мнению главы РАН, общее финансирование фундаментальной науки необходимо увеличить с 218,3 до 386,1 миллиарда рублей, в том числе государственных научных фондов – с 27,1 до 47,9 миллиарда, Минобрнауки, включая обеспечение подведомственных организаций, – со 170,1 до 300,8 миллиарда, РАН – с 5,2 до 9,2 миллиарда. За выполнение этих показателей придется побороться, не стал скрывать А.Сергеев.

Для улучшения контроля использования бюджетных средств, направляемых на развитие научно-технологического комплекса, академия предлагает внести в Бюджетный кодекс новый раздел бюджетной классификации – «Фундаментальные научные исследования, научно-технологическое развитие, формирование национальной инновационной системы». Это позволит увидеть, какие средства расходуют на перечисленные направления все ведомства.

Александр Михайлович констатировал недостаточность финансирования обновления приборной базы институтов. Средства нацпроекта «Наука» лишь немного улучшат ситуацию, но не позволят даже приблизиться к показателям фондовооруженности ведущих стран.

– Мы давали свои оценки в отношении академического сектора науки, только там необходимо около 30 миллиардов рублей в год. В результате запланировано около 90 миллиардов на 2018-2024 годы на всю науку. Этого явно недостаточно, нужно искать дополнительные источники финансирования, – заявил А.Сергеев.
Глава РАН привел данные, показывающие, что оснащенность приборами в физике, химии, биологии, науках о Земле в России в десятки раз меньше, чем за рубежом, а в сельскохозяйственных науках – почти в сто раз.
Повестка дня форума включала ответы на вопросы участников. Комментируя затронутую членами РАН тему о необходимости поддержки российских журналов, А.Сергеев озвучил планы по созданию Российского академического издательского дома – публикационной системы, включающей открытый доступ, качественную экспертизу, профессиональный перевод. Этот получивший одобрение «в верхах» проект предполагается для начала обкатать на академических изданиях.

С подачи академика Валерия Рубакова в решение Общего собрания был внесен пункт, касающийся Российского фонда фундаментальных исследований. Академия многократно выступала против планов по реорганизации РФФИ, в которые входят снижение бюджета Фонда и лишение его важных с точки зрения ученых функций. Предполагается обратиться к руководству страны с просьбой усилить роль РФФИ в финансировании исследований.

Членам академии предложено в течение недели поработать над разосланными им докладом президенту и правительству, рекомендациями по финансированию науки, постановлением Общего собрания. Окончательные варианты документов и результаты заочного голосования планируется обнародовать 30 июня на заседании Президиума РАН.

Надежда ВОЛЧКОВА