• (4112) 39-05-36
  • struchkova@prez.ysn.ru
  • г. Якутск, ул. Петровского, 2
Новости и события
Круглый стол к 150-летию Чаплыгина С.А.

Круглый стол к 150-летию Чаплыгина С.А.

13 февраля кафедра философии ЯНЦ СО РАН провела Круглый стол к 150-летию Чаплыгина С.А русского и советского механика и математика, одного из основоположников современной аэромеханики и аэродинамики, академика Академии наук СССР, мероприятие прошло в рамках проведения Дня российской науки. Сергей Алексеевич Чаплыгин — выдающейся российский и советский механик и математик, один из основоположников современной аэромеханики и аэродинамики, академика Академии наук СССР, Героя Социалистического Труда, заслуженного деятеля науки РСФСР.

      Чаплыгин С. А. был первым учёным, удостоенным звания Героя Социалистического Труда. Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, премией им. Н. Е. Жуковского. В честь Сергея Алексеевича названы улицы в Москве, Жуковском, Новосибирске, Туле, Кривом Роге. В 1948 году город, где он родился, был переименован в Чаплыгин. Его именем назван кратер Чаплыгин на обратной стороне Луны.

Трудовая деятельность

       С 1893 года С. А. Чаплыгин вёл педагогическую деятельность в ведущих ВУЗах страны. В 1905 году он был назначен директором Московских высших женских курсов (МВЖК), позже ректором 2-го Московского государственного университета, в который МВЖК были преобразованы. В 1906 году он получил разрешение Думы на строительство зданий для курсов на Царицынской площади (Девичье поле). 3 июня 1907 года под его руководством состоялась закладка зданий.

       Чаплыгиным написаны университетский курс аналитической механики«Механика системы» и сокращённый «Пропедевтический курс механики» для втузов и естественных факультетов университетов. С 1914 года он — действительный статский советник. После Октябрьской революции 1917 годаЧаплыгин активно продолжал вести педагогическую работу и научные исследования.

     В 1928—1931 годах Сергей Алексеевич назначен директором ЦАГИ. Под руководством С. А. Чаплыгина вырос цвет отечественной механической науки (М. А. ЛаврентьевМ. В. КелдышН. Е. КочинЛ. И. СедовГ. И. ПетровЛ. С. ЛейбензонС. А. Христианович и др.). В последующие годы Чаплыгин руководил созданием крупнейших аэродинамических лабораторий ЦАГИ (1931—1941 гг.).

     С началом Великой Отечественной войны в октябре 1941 года С. А. Чаплыгин переехал в Новосибирск, куда была эвакуирована и часть лабораторий ЦАГИ. Эти лаборатории образовали филиал ЦАГИ № 2, на базе которого был основан Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА), названный впоследствии именем С. А. Чаплыгина.

    Сергей Алексеевич заложил прочный фундамент академической науки в Новосибирске, на котором его последователи, академики М. А. Лаврентьев и С. А. Христианович, возвели позднее крупнейший центр фундаментальной и прикладной науки мирового уровня — известный всем Новосибирский Академгородок.

Практическое значение научной деятельности С. А. Чаплыгина:

       Основополагающей для новой отрасли механики, газовой динамики, стала работа “О газовых струях”, защищённая ещё в 1903 году как докторская диссертация, значительно опередившая своё время. В работе рассматривается движение твёрдого тела в газовой среде. Впервые в мире данная задача была решена для случая сжимаемого газа. Наиболее актуальной она стала 30 лет спустя, когда скорости полёта ЛА стали приближаться к значениям, при которых сжимаемостью воздуха пренебрегать уже нельзя.

    Невозможно переоценить практическую значимость для аэродинамики труда “О давлении плоскопараллельного потока на преграждающие тела” (1910), где теоретически обоснованы формулы для расчёта величины, направления и точки приложения силы, действующей на крыло со стороны воздушного потока, что позволило подобрать рациональную форму профиля крыла. Например, именно при помощи изложенных методов было доказано, что крыло должно иметь закруглённую переднюю и заострённую заднюю кромки (столь привычные сейчас).

     В 1913 г решена фундаментальная задача о подъёмной силе крыла конечного размаха, что позволило определять индуктивное сопротивление.

    В 1918–1919 годах разработан позднее нашедший применение даже в космонавтике новый метод приближённого интегрирования дифференциальных уравнений (подборка статей с одноимённым заголовком опубликована в “Трудах ЦАГИ” в1932 году), пригодный для решения широкого круга задач механики, изначально разработанный для баллистики.

  Значительно опередила своё время работа “Схематическая теория разрезного крыла аэроплана”, опубликованная в 1921 году, и содержащая методику расчёта крыла с вырезом, а также теоретически обосновывающая повышение устойчивости крыла при введении выреза в передней его части. Данная идея нашла широкое применение лишь два десятилетия спустя в виде предкрылков, которые устанавливаются на самолёты до сих пор.

    На многих советских самолётах 20-х и 30-х годов широкое применение нашли толстые профили, преимущество которых над тонкими обосновывает работа “К общей теории крыла моноплана” (1922 год) с точки зрения подъёмной силы и устойчивости.

    Выводы, полученные в статьях под общим заголовком “К теории гидрокона” (1924-1925), описывающих наивыгоднейшую форму гидрокона — агрегат гидроэлектростанции (ГЭС), представляющий собой всасывающую трубу с внутренними ядрами, были востребованы проектировщиками советских ГЭС (в том числе ДнепроГЭС). Между тем, основой послужила работа “О струях в несжимаемой жидкости”, опубликованная ещё в 1899 году.

    Труд “К теории открылка и закрылка” 1931 года посвящён отклоняемым концевым поверхностям крыла и убедительно доказывает роль таких поверхностей в повышении подъёмной силы. На практике эти идеи были реализованы с появлением закрылков — классического устройства для повышения подъёмной силы крыла.

К мероприятию организована выставка литературы.